В пятницу, 21 октября, состоялось восьмое заседание Республиканского научно-практического семинара «Наука-Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления». Семинар традиционно организуется двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН) в рамках научно-образовательного проекта для учителей математики «Владикавказский педагогический математический марафон – 2022». 

Соруководители семинара – к.пед.н. В.С. Абатурова (ЮМИ ВНЦ РАН, СКЦМИ ВНЦ РАН), к.пед.н. Л.С. Исакова (СОРИПКРО). 

Тема восьмого заседания семинара: «Моделирование методической деятельности учителя математики в условиях современных вызовов». 

Участниками семинара стали учителя математики, научно-педагогические работники и студенты из г. Новосибирска, г. Брянска, г. Владикавказа, г. Ельца, г. Беслана, г. Дигоры, с. Чиколы, с. Сурх-Дигоры, с. Хаталдон, с. Советское РСО-А. 

На семинаре выступили семь докладчиков. Все они принимали участие в четвертой Всероссийской конференции «Математический талант и математическое образование», которая проводилась с 15 по 19 октября 2022 года на базе Адыгейского государственного университета (Майкоп, Республика Адыгея). 

Открыла работу семинара Вера Сергеевна Абатурова. Она представила совместный доклад «Методика обучения учащихся старших классов методу математического моделирования», подготовленный вместе со старшим преподавателем кафедры алгебры и геометрии СОГУ им. К.Л. Хетагурова Марией Дмитриевной Макаренко

В докладе отмечалось, что математическому моделированию уделяется особое место в обучении математике, но пока нет разработанной методологии обучения, поэтому актуальным является опыт авторов доклада в разработке и реализации соответствующей авторской методики на основе интеграции математики и информатики. На сегодняшний день информатика стала инструментом для решения математических задач. Одни и те же методологические подходы и принципы применяются при изучении математики и информатики. В завершении доклада учителям математики представили, как можно организовать факультативный курс по «Линейно оптимизационным моделям». Этот курс был апробирован Верой Сергеевной в МБОУ СОШ № 44 г. Владикавказа в выездных летних математических школах. 

После доклада состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участия Угнивенко Ольга Владимировна (учитель математики ГБОУ РФМЛИ), Дятлов Владимир Николаевич (к.ф.-м.н., доцент Новосибирского государственного университета), Малова Ирина Евгеньевна (д.пед.н., профессор Брянского государственного университета). 

Акоева Аида Казбековна (учитель математики и информатики, Республиканского Лицея искусств, г. Владикавказ) представила на семинаре доклад «Реализация интегративного подхода в обучении математике учащихся профильных классов гуманитарной направленности» с учетом специфики образовательного учреждения, в котором она работает. В докладе было раскрыта тема как формировать и развивать мотивацию учащихся профильных гуманитарных классов на основе интегративного подхода в обучении математике на примере учащихся 5-6-х классов отделения изобразительного искусства, музыкального отделения и 8-го класса отделения изобразительного искусства. 

Бегиева Тамара Борисовна (к.пед.н., учитель математики высшей категории, МБОУ СОШ № 27, г. Владикавказ) выступила с сообщением «Методика обучения методу рационализации учащихся профильных классов естественнонаучной направленности». В докладе Тамары Борисовны были выделены теоретические основы метода рационализации и проведена их систематизация. Были раскрыты этапы методики освоения метода рационализации, представлены примеры для организации тренинга учащихся по данной теме, затронуты методологические аспекты метода рационализации. 

Гусалова Фатима Казбековна (учитель математики высшей категории, МБОУ СОШ № 6, г. Беслан, РСО-А) осветила на семинаре тему «Реализация базовой методики формирования умений при обучении алгебре учащихся основной школы». Фатима Казбековна рассказала в своем сообщении о методике формирования математических умений на 3-х этапах: введение алгоритма, усвоение алгоритма, закрепление алгоритма. 

Гуцунаева Рита Маировна (учитель математики высшей категории, МБОУ СОШ № 50, г. Владикавказа) выступила с докладом «Методика обучения учащихся решению задач на смеси, сплавы и растворы». Рита Маировна рассказала, как вместе с учениками 9-го класса они получили формулу, которая позволяет решать задачи на смеси, сплавы и растворы. Готовую формулу перевели на язык окружностей. 

Охват Любовь Петровна (учитель математики высшей категории, МБОУ СОШ № 1 ст. Архонская, РСО-А) представила доклад «Реализация базовой методики формирования понятий при обучении математике учащихся основной школы на примере урока в 6-м классе по теме «Декартова система координат на плоскости». В сообщении Любовь Петровна представила теоретическую базу, а именно этапы формирования математических понятий: введение определения, усвоение определения, закрепление определения, а затем на их основе показала, как она выстроила урок. 

Угнивенко Ольга Владимировна (учитель математики высшей категории, Республиканского физико-математического лицея-интерната, г. Владикавказ) выступила с докладом «Об опыте проведения первой Летней математической школы в РФМЛИ». 

Видеозапись семинара «Моделирование методической деятельности учителя математики в условиях современных вызовов» доступна по ссылке

Следующее заседание семинара «Наука – Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления» состоится 18 ноября 2022 года.




Следующая новость Предыдущая новость