20 мая 2022 года состоялось пятое заседание онлайн семинара «Наука - Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления». Семинар традиционно организуется двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН) в рамках научно-образовательного проекта для учителей математики «Владикавказский педагогический математический марафон - 2022». Марафон является совместным проектом Владикавказского научного центра РАН с Северо-Осетинским институтом повышения квалификации работников образования и Северо-Осетинским региональным отделением межрегиональной ассоциации учителей математики.

Пятое заседание семинара началось стандартно в 17.00 по московскому времени и первым состоялся доклад главного научного сотрудника Института математики имени С.Л. Соболева Сибирского Отделения РАН (г. Новосибирск, Россия), д.ф.-м.н., профессора Кутателадзе Семена Самсоновича на тему «Академик Сергей Львович Соболев и его открытие».

Семен Самсонович Кутателадзе – известный российский математик, специалист в области функционального анализа и его приложений, один из мировых лидеров по применениям математической логики в анализе. Он является автором более, чем 300 научных трудов, из которых 20 монографий и 20 учебных пособий, кроме того, авторству Семена Самсоновича принадлежит ряд публикаций по истории отечественной и мировой науки, он также является автором учебника для вузов «Основы функционального анализа». Более 50 лет С.С. Кутателадзе работал в Новосибирском национальном исследовательском государственном университете (НГУ), среди его учеников 4 доктора и 12 кандидатов наук.

В ходе своего доклада Семен Самсонович представил вниманию слушателей информацию о жизни, творчестве и научных результатах выдающегося математика, одного из основателей Сибирского отделения Академии наук СССР, академика Сергея Львовича Соболева, открывшего теорию пространств функций с обобщенными производными, вошедших в науку как пространства Соболева, положившую конец эпохе лапласовского механического детерминизма.

Доклад Семена Самсоновича вызвал оживленную дискуссию. «Доклад наводит на мысли о том, что математические идеи и теории открывают или изобретают люди, но делают это не по собственному усмотрению, а подчиняясь какому-то объективному общекультурному процессу. Так, развитие физики в XX столетии сделало неизбежным открытие Соболева. В научной публицистике Семена Самсоновича можно найти и иные подтверждения этому суждению. Так, например, в статье «Дело Лузина» высказана интересная мысль: личная трагедия Лузина, замешанная на человеческих страстях и слабостях, также имела математические корни, связанные с отказом от единственности и категоричности в математике. Идея дескрипции вдохновляла поколения математиков, породила в частности «Лузитанию», но зашла в тупик, из которого математика выбиралась с трудом. Кантор ведь тоже пришел к своим замечательным открытиям занимаясь дескрипцией, но затем попал в ловушку континуум-гипотезы; понадобились открытия Геделя и Коэна, чтобы выбраться» - отметил руководитель Южного математического института ВНЦ РАН, д.ф.-м.н., профессор Анатолий Георгиевич Кусраев.

Видеозапись доклада Семена Самсоновича Кутателадзе «Академик Сергей Львович Соболев и его открытие» доступна по ссылке.

В дальнейшую программу семинара вошло информационное сообщение «Об XI открытом семинаре учителей математики - 2022. Итоги работы» старшего преподавателя кафедры технологии обучения и методики преподавания предметов СОРИПКРО, учителя математики и информатики МБОУ СОШ №3 (г.Владикавказ), к. пед. н. Хубаевой Нанули Харитоновны. В период с 30 апреля по 7 мая 2022 г. в гимназии имени Е.И.Примакова (г. Москва) состоялся XI открытый семинар учителей математики. В работе этого семинара приняли участие более 100 педагогов из всех регионов России; вниманию слушателей были представлены лекции, круглые столы, мастер-классы. В своем сообщении Нанули Харитоновна представила обстоятельный обзор вопросов, рассмотренных на семинаре, а также проблем преподавания математики в школе, различных видов форм контроля знаний, проблем внеурочной деятельности, олимпиадного движения. 

Видеозапись сообщения Хубаевой Нанули Харитоновны «Об XI открытом семинаре учителей математики - 2022. Итоги работы» доступна по ссылке.

Подробная информация о семинаре «Наука - Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления» расположена по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость