18 февраля 2022 года в онлайн-формате состоялось очередное заседание открытого Республиканского научно-практического ежемесячного семинара «Наука – Школе», посвященное 110-летию со дня рождения великого русского математика и экономиста, академика Л.В. Канторовича. Тема семинара «Линейные оптимизационные модели: адаптация сложного знания к школьной математике». 

Программа семинара включала два доклада: 

А.Г. Кусраев. «Леонид Витальевич Канторович: вехи жизни и научные достижения в математике и экономике». Презентация доклада доступна по ссылке

В.С. Абатурова. «Линейные оптимизационные модели: адаптация сложного знания к школьной математике». Презентация доклада доступна по ссылке

А.Г. Кусраев рассказал о жизни, научных открытиях, учениках и последователях выдающегося советского математика и экономиста Леонида Витальевича Канторовича – доктора физико-математических наук (1935), члена Академии наук СССР (1964), профессора, лауреата премии по экономике имени Альфреда Нобеля «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов» (1975). Ведущим лейтмотивом рассказа послужили слова д.ф.-м.н., профессора С.С.Кутателадзе, процитированные докладчиком: «Юбилейная дата – повод для инвентаризации памяти. Вспоминая вклад нашего соотечественника в культуру, мы сохраняем его духовный мир для будущего…». Слушатели с большим интересом восприняли информацию о двух открытиях Канторовича, которые Леонид Витальевич считал главными достижениями своей жизни: в математике – пространства Канторовича (1935 г.); в экономике – оптимальные цены, линейное программирование (1939 г.) – один из разделов прикладной математики, решающий задачу нахождения максимума линейной функции многих переменных при наличии большого числа ограничений в форме линейных равенств и неравенств. Важной особенностью творчества Канторовича является внутренне методологическое единство сделанных им открытий: оказалось, что попытки распространения методов линейного программирования неизбежно приводят к пространствам Канторовича. Ещё одно важное достижение Л.В.Канторовича – создание выдающегося университетского учебника «Функциональный анализ в нормированных пространствах» (авторы – Л.В.Канторович, Г.П.Акилов). 

В дискуссии приняли участие д.ф.-м.н., проф. Антони Пардала (Жешув, Польша), д.пед.н., проф. И.Е.Малова (БГУ, Брянск), к.ф.-м.н., доцент В.Н.Дятлов (НГУ, Новосибирск), к.пед.н. В.С.Абатурова (ЮМИ ВНЦ РАН, Владикавказ). 

В докладе В.С. Абатуровой «Линейные оптимизационные модели: адаптация сложного знания к школьной математике» была представлена методика формирования и развития у учащихся метапредметного умения – моделирования – в ходе решения линейных оптимизационных задач, простейшие из которых вошли в последние годы в школьную математику как один из типов заданий ЕГЭ по математике профильного уровня с экономическим содержанием – задач оптимизации производства товаров и услуг. В докладе был представлен авторский элективный курс «Математическое моделирование – школьникам. Линейные модели» для учащихся старших классов, который позволяет адаптировать к школьной математике сложное знание – задачи линейного программирования. Актуальность элективного курса обоснована требованиями ФГОС основного общего и среднего образования к личностным предметным результатам обучающихся, в частности с наличием у выпускников школы предпосылок научного типа мышления. 

В заключении докладчиком был представлен учебный план элективного курса «Математическое моделирование – школьникам. Линейные модели», реализованный автором в 10-11 классах экономико-математического профиля в одной из школ г. Владикавказа. 

В дискуссии приняли участие д.ф.-м.н., проф. А.Г. Кусраев (ЮМИ ВНЦ РАН, г. Владикавказ), учитель математики Л.П.Охват (СОШ № 1 ст. Архонская), учитель математики Ф.К. Гусалова (СОЩ № 6, г. Беслан). 

Соорганизаторы семинара – Владикавказский научный центр РАН (Северо-Кавказский центр математических исследований и Южный математический институт), Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО) и Северо-Осетинское региональное отделение Межрегиональной ассоциации учителей математики (СОРО МРАУМ). В работе семинара приняли участие 32 учителя математики РСО-А из г. Владикавказа, г. Беслана, г. Дигоры, г. Моздока, ст. Архонская, с. Гизель, с. Хаталдон, с. Чикола. 

В работе семинара также приняли участие научно-педагогические работники из Жешувского политехнического университета (г. Жешув, Польша), Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского (г. Брянск), Новосибирского государственного университета (г. Новосибирск), Астраханского государственного технического университета (г. Астрахань), и магистранты из Елецкого государственного университета (г. Елец). 

Видеозапись семинара размещена по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость