Передача была посвящена памятной дате: 10 марта исполнилось 133 года со дня рождения известного композитора и дирижера, исследователя осетинской музыкальной культуры, собирателя осетинских народных песен, видного общественного деятеля Бориса Александровича Галаева (Аслан-Гирей Галати, 1889 – 1976). 

С именем Бориса Александровича связано собирание осетинского музыкального фольклора. В разных ущельях Осетии им были записаны сотни образцов народно-песенного творчества и инструментальных наигрышей, большая часть которых расшифрована и исследована. Научные работы Бориса Александровича открыли первую страницу в изучении осетинского народного музыкального творчества. 

Творческую деятельность Б.А. Галаев начал в Петербурге в 1907. Окончил Ленинградский музыкальный техникум в 1932 по классу композиции П. Рязанова. Он – автор музыкальных комедий "Жених" (1943), "Батрадз из Нартов" (1942) и музыки к спектаклям Юго-Осетинского театра, в том числе "Проделки Скапена" Мольера (1942), "Русские люди" Симонова (1942), "Скала героя" Г. Гулиа (1945) и других. 

С 1931 года Б.А. Галаев жил в Цхинвале, основал здесь музыкальную школу, в которой был и преподавателем, и директором. С 1931 по 1951 годы был дирижером и директором Юго-Осетинского драматического театра им. К.Л. Хетагурова. Борис Александрович 1938 году основал Юго-Осетинский государственный ансамбль песни и пляски "Симд", бессменным художественным руководителем и дирижером которого был до 1952 года. 

В Цхинвальской школе-интернате Борис Александрович организовал оркестр народных струнных инструментов, в котором в свои школьные годы участвовал и Анатолий Георгиевич Кусраев (играл на контрабасе). В те годы Борис Александрович уже лично не руководил ансамблем, однако ребята часто заходили к нему домой и общались. Анатолию Георгиевичу запомнилось, что это был человек «светлый, доброжелательный, дети всегда тянулись к тому душевному теплу, которое он излучал». Также руководитель ЮМИ вспоминает слова коллег Галаева: «Достойный человек, знающий цену и слову и делу. В общении был деликатен и доброжелателен. Как ученый и педагог – высокий профессионал, обладающий обширными и разносторонними знаниями». В заключении Анатолий Георгиевич сказал: «Трудно переоценить вклад Галаева в дело сохранения и исследования сокровищ осетинского музыкального фольклора, которые могли быть безвозвратно утеряны. Он один повторил подвиг, который совершили собиратели осетинских нартовских сказаний». 

Видеозапись передачи «Вечерняя смена» доступна по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость