7 октября в рамках заключительных мероприятий Владикавказской региональной площадки VII Всероссийского фестиваля науки Южный математический институт ВНЦ РАН провел для учащихся 9-11 классов школ г. Владикавказа цикл открытых научно-популярных лекций «Популярная математика».

В цикл вошли 4 лекции: «Изгибание поверхностей» (лектор – в.н.с. ЮМИ ВНЦ РАН, д.ф.-м.н., проф. Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) С.Б. Климентов), «Зачем нужна Математика?» (лектор – с.н.с. ЮМИ ВНЦ РАН, к.пед.н. В.С. Абатурова), «Гипотеза Пуанкаре» (лектор – с.н.с. ЮМИ ВНЦ РАН, к.ф.-м.н. З.А. Кусраева), «3-D технологии в производстве» (лектор – н.с. ЮМИ ВНЦ РАН, к.т.н. Д.Г. Минасян). Слушателями стали школьники РФМЛИ, МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ №3, МБОУ «Лицей» г. Владикавказа.

Выступление ростовского профессора С.Б. Климентова «Изгибание поверхностей» прошло в формате видеолекции с комментариями и.о. ученого секретаря ЮМИ ВНЦ РАН, к.ф.-м.н. Б.Б. Тасоева. Профессор С.Б. Климентов рассказал школьникам об одном из наиболее трудных разделов в геометрии – теории изгибания поверхностей, которая изучает деформации поверхностей, свойства их изгибаемости или неизгибаемости и, тем самым, пытается ответить на основной вопрос: допускает ли данный класс поверхностей изгибания или не допускает, так чтобы при этом сохранились длины всех кривых на этих поверхностях. И если допускает, то, как их описать математически, и какие условия можно наложить, чтобы изгибаний не было. Очень важны в инженерном деле те изгибания, которые сохраняют некоторый класс регулярности (или гладкости) поверхностей. Вопросы изгибания поверхностей рассматривались в 18 веке Эйлером и Миндингом. Эйлер сформулировал тогда следующую задачу: существуют ли замкнутые изгибания поверхности, сохраняющие аналитичность? Эта задача до сих пор не решена. Тем не менее, некоторые общие задачи теории изгибаний были решены в 20 веке и эти решения использовались, в частности, в архитектуре и в инженерном деле – при строительстве объектов.

В лекции «Гипотеза Пуанкаре» молодой ученый ЮМИ ВНЦ РАН Кусраева З.А. рассказала школьникам о том, что в 2006 году на Международном математическом конгрессе состоялось важное событие в мире математики 21 века – российскому ученому Георгию Перельману была присуждена Филдсовская премия (англ. Fields Medal), которая вручается один раз в 4 года двум, трём или четырём молодым математикам не старше 40 лет в знак признания их выдающихся заслуг. Премия была присуждена Г. Перельману с формулировкой «за вклад в геометрию и его революционные идеи в изучении геометрической и аналитической структуры потока Риччи». Этой высокой награды 40-летний Григорий Перельман был удостоен за доказательство знаменитой гипотезы французского математика Анри Пуанкаре: «всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере», сформулированной в 1904 году. «Гипотеза Пуанкаре» является единственной решенной задачей из семи «Задач тысячелетия», которые в 2001 году Математический институт Клэя (Кембридж, США) охарактеризовал как «важные классические задачи, решение которых не найдено в течение многих лет». Упрощенная формулировка гипотезы Пуанкаре, понятная школьнику, может звучать так: «любую геометрическую фигуру, обладающую свойством исчезающих колец, можно плавно деформировать в шар». В ходе лекции

З.А. Кусраева объяснила школьникам суть этой сложной топологической задачи на языке элементарной математики.

О новых информационных технологиях школьникам рассказал в своей лекции «3-D технологии в производстве» ещё один молодой ученый ЮМИ ВНЦ РАН – Минасян Д.Г. Современные системы автоматизированного проектирования – компьютерные программы CAD, CAM и CAE, 3D моделирование – предназначены для решения различных инженерных задач: расчётов, анализа и исследования физических процессов. Лектор подробно описал все этапы современного цифрового производства: от дизайна модели в CAD программах, тестирования модели с применением CAE до изготовления продукции с использованием CAM. На ярких наглядных примерах было показано, как в производстве применяется современное ЧПУ оборудование – 3D принтеры, фрезерные и лазерные станки, а также были продемонстрированы примеры работ, выполненных с помощью указанных технологий.

На вопрос «Зачем нужна математика?» в своей лекции отвечала В.С. Абатурова. Первая часть лекции была посвящена экскурсу в историю математики. На примере решения Великой теоремы Ферма было показано, как появляются новые и развиваются давно существующие разделы этой точной науки. Выбор примера сделан лектором не случайно. Теорема, сформулированная выдающимся французским математиком Пьером Ферма в 1659 году, носит практически «школьный» характер: «для любого числа n>2 уравнение a в степени n плюс b в степени n равно c в степени n не имеет решений, если a,b и c – целые ненулевые числа». В случае n равного 2, теорема сводится к известной всем школьникам теореме Пифагора. Доказательство теоремы Ферма в общем виде было представлено в 1994 году британским математиком Эндрю Уайлсом в Международный математический комитет (спустя 335 лет после её формулировки) и содержало 130 страниц машинописного текста. По словам Эндрю Уайлса, над решением теоремы Ферма он работал практически всю жизнь, но существенных результатов смог достичь лишь за последние семь лет. В 2016 году по решению Международного математического союза и Европейского математического общества Э.Уайлс был удостоен премии Абеля – крупнейшей премии по математике – за «потрясающее доказательство Великой теоремы Ферма путем применения теории модулярности для полустабильных эллиптических кривых, открывающее новую эру в теории чисел». Итак, математика нужна для развития самой математики.

В заключении лектор продемонстрировала видеоролик испанского математика Эдуардо Саэнц де Кабесона (https://vk.com/video200850498_171543819), который в увлекательной и остроумной манере доказывает, что именно эта наука позволяет глубоко понять функциональные связи и зависимости в реальном мире, оставляя своим потомкам доказанные и недоказанные математические утверждения, на основе которых строятся новые теории, необходимые миру для его дальнейшего изучения. «Теоремы, а не бриллианты – вот что по-настоящему вечно», – утверждает математик, и с этим трудно не согласиться.






Следующая новость Предыдущая новость