XV Владикавказская молодежная математическая школа (далее - ВММШ-2020) проводилась в 2020 году в период с 20 по 25 сентября. По своему замыслу школа направлена на содействие решению следующих задач: сохранение и развитие научных школ мирового уровня; продвижение талантливой молодежи и формирование нового поколения исследователей, содействие их профессиональному становлению, творческому росту, максимальному использованию научного потенциала; укрепление позиции математической науки и математического образования на Юге России. 
Соорганизаторами ВММШ-2020, как и в прошлые годы, выступили Южный математический институт - филиал Владикавказского научного центра РАН, Региональный научно-образовательный центр Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) и факультет математики и компьютерных наук Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. В 2020 году школа прошла при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. 

Программный и организационный комитеты возглавили известные российские математики – д.ф.-м.н., профессор С. С. Кутателадзе и д.ф.-м.н., профессор А.Г.Кусраев соответственно. 

На ВММШ-2020 были представлены следующие города России: Москва, Владикавказ, Грозный, Брянск, Елец, Махачкала, Новосибирск, Нальчик, Ростов-на-Дону, Ярославль, Елизово (Камчатский край). Кроме того, в работе школы приняли участие представители 3 зарубежных государств: США (г. Чарлстон), Финляндия (г. Лаппеэнранта), Республика Южная Осетия (г. Цхинвал). Общее количество участников мероприятия составило 74 человека, в том числе 61 молодой ученый (46 с докладами, 15 – слушатели без докладов). 

Вниманию участников школы были представлены циклы лекций по трем научным направлениям:

I. Математический анализ. Нестандартные методы анализа, проникающие практически во все направления современной математики, состоят в привлечении двух различных – «стандартной» и «нестандартной» моделей теории множеств для исследования конкретных математических объектов и проблем. Здесь имеются два главных направления исследований: инфинитезимальный анализ и булевозначный анализ, основы которых заложили соответственно А. Робинсон и Е.И. Гордон вместе с Г. Такеути. В работе ВММШ-2020 прошлых лет отражен синтез восходящей к Л.В. Канторовичу методологии порядкового функционального анализа и метода булевозначного моделирования Д. Скотта и Р. Соловея, осуществляемая научной школой А.Г. Кусраева. На ВММШ-2020 были представлены два цикла лекций по нестандартным методам анализа. Еще одни цикл лекций посвящен исследованию операторов в классических пространствах Соболева методами геометрической теории меры. 

1. «Continuous vs Discrete via Nonstandard Analysis» (4 лекции), лектор - Гордон Евгений Израилевич, д.ф.-м.н., почетный профессор Восточного университета штата Иллинойс (г. Чарлстон, США). 

2. «Boolean valued analysis and injective Banach lattices» (4 лекции, постерный формат) – Кусраев Анатолий Георгиевич, д.ф.-м.н., профессор, главный научный сотрудник Южного математического института ВНЦ РАН (Владикавказ). 

3. «Пространства С.Л. Соболева. Методы симметризации» (4 лекции) – Тедеев Анатолий Федорович, д.ф.-м.н., профессор Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова (Цхинвал, Республика Южная Осетия). 

II. Математическое моделирование. Традиционной для Владикавказской молодежной математической школы является проблематика ростовской научной школы по механике, созданной академиком РАН И.И. Воровичем. Регулярно докладывались результаты А.О. Ватульяна, В.Б. Левенштама, А.Б. Моргулиса и их учеников в направлениях: исследование решений Сен-Венана для тел со сложной анизотропией; исследование устойчивости нелинейно-упругих тел при растяжении; исследование стационарных и нестационарных задач для уравнений Навье–Стокса и магнитной гидродинамики; явление «захвата вихря» при протекании идеальной жидкости сквозь конечный канал; уравнения с быстросциллирующими коэффициентами и др. В 2020 году выбрана тематика тепломассопереноса в многокомпонентных химически и биологически активных средах при наличии электромагнитного поля, представленная д.ф.м.н., профессором М.Ю. Жуковым.

Впервые на ВММШ-2020 было представлено математическое моделирование в медицине, а именно, исследования гемодинамики головного мозга и церебральных сосудов, актуальные как для фундаментальной науки, так и для практической медицины. 

Значительное продвижение в этом направлении достигнуто совместными усилиями медиков из Федерального нейрохирургического центра (г. Новосибирск), Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина (г. Новосибирск) и ученых из академических институтов Сибирского отделения РАН, Новосибирского государственного университета, с которыми Южный математический институт ВНЦ РАН связывает плодотворное многолетнее сотрудничество. Живо и увлекательно об этих замечательных достижениях рассказал д.ф.м.н., профессор А.П. Чупахин. 

На ВММШ-2020 были представлены следующие циклы лекций по направлению «Математическое моделирование»: 

1. «Математические модели жидкости, газа и переноса электрическим полем в многокомпонентных химически активных средах» (4 лекции) – Жуков Михаил Юрьевич, д.ф.-м.н., профессор Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). 

2. «Математическое моделирование гемодинамики головного мозга» (4 лекции) – Чупахин Александр Павлович, д.ф.-м.н., профессор, заведующий лабораторией Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН (Новосибирск). 

III. Фундаментальные и прикладные проблемы математического образования. Цифровизация школы и вуза является главным трендом российского образования, как ответ на вызовы глобального информационного пространства. Одним из важнейших условий продвижения в этом направлении является усиление фундаментализации математического образования, в том числе, создание педагогических условий для освоения сложного знания и современных достижений в науке в обучении математике. Разработана технология выявления и исследования «зон современных достижений в науке (проблемных зон)» применительно к обучению математике (пример: исследование цилиндра или «сапога» Шварца средствами компьютерного и математического моделирования). 

Следующие четыре цикла лекций, представленные на ВММШ-2020, были посвящены обсуждению методических и технологических аспектов разработки и внедрения в учебный процесс исследовательских практико-ориентированных сложных задач в «проблемных зонах», а также комплексов многоэтапных математико-информационных заданий. 

1. «Математическое моделирование как средство практико-ориентированного обучения математике» (2 лекции) - Абатурова Вера Сергеевна, к.пед.н., старший научный сотрудник Южного математического института ВНЦ РАН (г. Владикавказ). 

2. «Этюды о преподавании математического анализа» (4 лекции) – Дятлов Владимир Николаевич, к.ф.-м.н., доцент Новосибирского государственного университета (Новосибирск). 

3. «Методическая деятельность учителя математики» (2 лекции) – Малова Ирина Евгеньевна, д.пед.н., профессор Брянского государственного университета (Брянск). 

4. «Инновационное содержание профессиональной педагогической подготовки» (2 лекции) – Смирнов Евгений Иванович, д.пед.н., к.ф.-м.н., профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль). 

Важно отметить, что слушателями циклов лекций по фундаментальным и прикладным проблемам математического образования стали также студенты 1-2 курсов новой специализации на факультете математики и компьютерных наук Северо-Осетинского государственного университета «Математика. Педагогическое образование» (15 человек), а также молодые учителя математики общеобразовательных школ Республики Северная Осетия-Алания (5 человек). 

В рамках ВММШ-2020 состоялась конференция молодых ученых, на которой докладчики получили возможность выслушать оценку полученных научных результатов, а также напутствия и пожелания для дальнейшей исследовательской работы. 

По итогам работы ВММШ-2020 опубликован сборник материалов, в который вошли лекции ВММШ-2020, а также тезисы докладов молодых ученых. Сборник будет индексирован в базе данных научного цитирования РИНЦ. 

Авторы: 
к.пед.н. В.С. Абатурова, 
к.ф.-м.н. З.А. Кусраева 





Следующая новость Предыдущая новость