В пятницу, 21 апреля 2023 г., состоялась седьмая сессия Лектория «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных задач». Лекторий организуется совместно двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН) в рамках научно-образовательного проекта «Владикавказский педагогический математический марафон - 2023». Соруководители ВПММ – к.пед.н. В.С. Абатурова (ЮМИ ВНЦ РАН, СКЦМИ ВНЦ РАН), к.пед.н. Л.С. Исакова (СОРИПКРО). Работа Лектория проходила в онлайн - формате на платформе «Вебинар». 

Участниками седьмой сессии Лектория стали учителя математики, преподаватели и научно-педагогические работники вузов из г. Беслана, г. Владикавказа, г. Ельца, г. Махачкалы, г. Моздока, г. Москвы, г. Новосибирска, г. Томска. 

На Лектории была представлена очередная лекция доцента кафедры математического анализа Национального исследовательского университета «Новосибирский государственный университет», автора методических разработок для учителей и учащихся, почетного работника Высшего профессионального образования РФ, заслуженного работника образования РСО-Алания к.ф.-м.н. Дятлова Владимира Николаевича на тему «Базовые подходы к решению задач по планиметрии в вариантах ЕГЭ: просто или сложно?». 

В ходе встречи были рассмотрены несколько примеров из планиметрии. Выбор материала был основан на некоей нетипичности, в чем-то оригинальности предложенных в задачах ситуаций. Все примеры были взяты из материалов для подготовки к ЕГЭ в 2023 г. 

В условии первого примера присутствовали две окружности, касающиеся внутренним образом. Для этой ситуации есть набор «геомемов», наличие которых предполагает выполнение определенных действий, но в постановке из рассмотренного примера понадобилась определенная наблюдательность и изобретательность для его решения, в частности, привлечение общей касательной и работа с углами, связанными с окружностью. В этом примере были представлены несколько вариантов решения. 

Второй пример интересен особенностью использования сопоставления площадей многоугольников для выяснения отношения линейных величин – длин отрезков. Среди разных подходов к использованию сравнения площадей пришлось выбрать тот, при котором площади явно выражаются через линейные размеры. 

Третий пример связан с набором взаимодействующих между собой прямоугольных треугольников. В нем неожиданно оказалось, что длина некоего отрезка зависит только от длины другого отрезка, при этом отрезки фактически не участвуют в какой-то одной геометрической фигуре. 

В четвертом примере были эффективно использованы углы, связанные с окружностью, а именно углы между хордами и вписанные углы. Подчеркнута эффективность изображения биссектрисы треугольника с использованием описанной около него окружности. 

Все изложенные в лекции детали были записаны отдельно, и с ними можно ознакомиться по указанным ниже ссылкам. 


Видеозапись VII сессии Лектория доступна по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость