В Центре цифрового образования для детей "IT-куб" во Владикавказе состоялись соревнования по робототехнике "РобоЭкстрим", проходившие в рамках XIX Региональной научно-практической конференции "Владикавказские Колмогоровские чтения", посвященной 120-летию со дня рождения академика А.Н. Колмогорова. 

Всего в соревнованиях приняли участие более пятидесяти команд из образовательных организаций Северной Осетии, включая две команды из республиканской станции юных техников Республики Южная Осетия. 

О том, какие качества развивает у детей занятия по робототехнике, как через соревнования участники учатся командной работе и сопереживанию "пострадавшим", корреспондент Sputnik Анна Кабисова узнала у руководителя Центра цифрового образования для детей "IT-куб" Аллы Калиниченко

— Алла, какие это по счету соревнования по робототехнике? 

— Первый раз соревнования были проведены в 2015 году, а дальше это стало традицией и практически каждый год в республике проходят соревнования по робототехнике. На площадке "IT-куб" мы проводим их с 2021 года. Нынешние соревнования посвящены году педагога и наставника. 

— Как вы думаете, почему детям интересно заниматься робототехникой? 

— Перед детьми не ставится конкретная учебная задача, его цель – через практику решить увлекательные задачи – например, провести своего робота через горную местность (а мы с вами живем в горном районе) и спасти тех, кто попал в горах в беду (здесь тоже прямая связь с реальностью). У детей также есть возможность пофантазировать и придумать свою конструкцию робота. Несмотря на то, что определены габариты роботов и вводные данные для всех едины – один полигон и одна цель – спасти пострадавших, роботы у детей получаются настолько разными с точки зрения конструкторских решений и дизайна, что мы видим робота, который похож на тяжелую машину, а у кого-то изящная конструкция, похожая на ящерку, или скорпиона. То есть, детям дают проявить свободу творчества, плюс испытать дух соревновательности. Мы рады, что среди участников наших соревнований есть такие команды, которые не пропускают ни один из конкурсов, и мы даже наблюдаем, как эти дети растут вместе с конкурсом. 

— Какие таланты участников проявляют соревнования по робототехнике? 

— В соревнованиях у нас две номинации – в первой ребенок конструирует пилот робота под ручным управлением, то есть, фактически, ребенок должен придумать успешную конструкцию, которая преодолеет все сложности поверхности поля, которое может быть имитацией асфальтовой, или грунтовой дороги, реки или болота. Робот должен уметь ездить не только по ровной поверхности, но взбираться в горку, съезжать с нее, – и это помимо миссии спасти "пострадавшего". В команде может быть один, или два человека, и если их два, то первый заезд осуществляет один участник, потом второй. Это еще и командная работа – ходить вокруг поля нельзя, во время заезда они выполняют свой заезд из пункта управления, и из этого пункта не открывается обзор всего поля. Тут проявляется еще и способность работать в связке, когда один управляет, а второй дает указания, куда ехать. 

А вторая номинация для продвинутых – это уже автопилот для тех, кто умеет программировать робота. Ребенок должен сконструировать робота и запрограммировать его так, чтобы он сам, анализируя разметку на полигоне, полностью в автономном режиме мог передвигаться по полю, видеть и доставлять "пострадавших". 

Какие качества развивают у ребенка занятия робототехникой? Здорово, что роботы спасают "пострадавших", через это дети учатся протягивать руку ближнему. 

— В первую очередь, это развитие инженерного мышления – нужно подумать, какая должна быть конструкция этого робота, где у него будет центр тяжести, чтобы какая-то часть не перевешивала, и все было сбалансировано, чтобы быть маневренным, какова должна быть конструкция клешни, как она должна раскрываться, чтобы удержать "пострадавшего". Конечно, здесь есть некая стратегия: в зависимости от сильных и слабых сторон своего робота, ребенок учиться думать, а как робот должен проехать по этой трассе, чтобы заработать больше баллов в ограниченное количество времени. А когда мы все это программируем, то развиваем и алгоритмическое мышление. 

— Как занятия робототехникой могут позитивно повлиять в будущем на выбор профессии у ребенка? 

— Робототехника входит в список актуальных дисциплин. Ребята работают и с промышленными роботами, которые нацелены на выполнение различных задач, что позволяет заложить некоторую базу для ребенка и поможет ему осознать, действительно ли ему это интересно. Можно сказать, что это такая ранняя профориентация. 

В соревнованиях также принимает участие команда из Южной Осетии. 

— Да, дети из Южной Осетии не первый раз участвуют в наших соревнованиях. До ковида, они уже участвовали и были в числе призеров. Нам очень приятно, что наш конкурс понравился детям, живет столько времени и находит своих участников. 

Расскажите о вашем центре. 

— Центр цифрового образования для детей "IT-куб" был открыт в 2020 году – это единственный центр в республике, а в целом по России такие центры открываются в рамках нацпроекта "Образование". Мы реализуем программы дополнительного образования, связанные с IT-технологиями – это программирование, разработка приложений виртуальной дополненной реальности, системное администрирование, робототехника, а для малышей "детское" программирование – основы логики и алгоритмики. 

Обучение бесплатно? 

— Да. Учиться к нам может прийти любой ребенок, для записи необходим только сертификат дополнительного образования, который есть фактически у каждого ребенка в нашей республике. 

О том, почему интересно конструировать роботов, рассказал участник соревнований, ученик школы "Интеллект" Никита Шишкин.

Я учусь в 8 классе школы № 47 и дополнительно обучаюсь в школе "Интеллект". 

Мне интересно заниматься робототехникой, потому что нравится делать что-то полезное. У меня есть свой проект – фермерский робокомлекс, с которым я уже успел поучаствовать на местных и всероссийских конкурсах. В будущем этот опыт может помочь с поступлением, так как большинство технических вузов предпочитают тех, у кого есть опыт сборки роботов и программирования – все это сейчас очень востребовано. 

Я собираюсь поступать в Самарский университет путей сообщения и стать в будущем машинистом поезда. У меня технический склад ума: я хорошо знаю физику и математику, всегда тянулся к технике, а родители поддерживают этот интерес. 

В соревнованиях интересно участвовать, потому что ощущаешь азарт, дух соревновательности и всегда стремишься к чему-то большему. Если проиграл, то есть стимул совершенствоваться, что-то улучшить, и тогда в следующий раз есть шанс выиграть. 

Я не думаю, что в будущем роботы полностью заменят человека. Я надеюсь, что это не случится, потому что это неправильно. Полностью заменять людей надо только на опасных работах, но в любом случае надо контролировать, чтобы роботы трудились под присмотром человека. Допустим, робот находится в опасной зоне, а человек издалека его контролирует – вот такой подход будет максимально правильным. 

Всего в соревнованиях приняли участие более пятидесяти команд из следующих образовательных организаций республики: ГБУ ДО "Республиканский дворец детского творчества им. Б.Е.Кабалоева", МБОУ ДОД ДДТ г. Ардон, МБОУ СОШ №22, МБОУ СОШ с.Лескен, МБОУ СОШ №1 с.Чикола, Гимназия 45, МАУ ДО ЦДО г. Владикавказа с/п Центр "Интеллект", МБОУ ордена "Знак Почета" гимназия № 5 им. Луначарского А.В., МБОУ СОШ №25, МБОУ СОШ пос. В. Фиагдон, ЦМИТ "FabLab Alania", детский технопарк "Кванториум", СОШ №8 г.Беслан, СОШ №43, Северо-Кавказское суворовское военное училище, ГБОУ Диалог, центр цифрового образования детей "IT-куб", а также две команды из республиканской станции юных техников Республики Южная Осетия. 

Соорганизаторы Соревнований: Северо-Кавказский центр математических исследований ВНЦ РАН, Южный математический институт ВНЦ РАН, Владикавказский Центр непрерывного математического образования. 





Следующая новость Предыдущая новость