Смирнов Евгений Иванович – д.пед.н., к.ф.-м.н., профессор с 1994 года по кафедре математического анализа, ведущий научный сотрудник отдела функционального анализа

С 1976 г. работает в педагогическом университете: 
  • с1989 по 2006 гг., работал в должности декана физико-математического факультета, 
  • заведующий кафедрой математического анализа с 1982 года по настоящее время. 
Е.И. Смирнов читает лекции и ведет практические занятия на высоком научно-методическом уровне для направлений специалитета, бакалавриата и магистратуры по математическому анализу, дифференциальным уравнениям, теории функций действительного и комплексного переменного, теории и методике обучения математике, современным концепциям математического образования, курсам для гуманитарных специальностей «Математика и информатика», специальным курсам и семинарам для учителей и для курсов повышения квалификации педагогов. Средняя ежегодная лекционная нагрузка профессора Е.И.Смирнова превышает 150 часов, им реализуются оригинальные инновационные идеи наглядного моделирования, фундирования опыта личности, внедрения информационных технологий в учебный процесс, синергии математического образования, он ежегодно руководит выпускными квалификационными работами студентов и диссертационными работами магистрантов, курсовыми работами студентов как по математике так и по методике математики. Только за последние 5 лет Е.И.Смирнов разработал специальные курсы: «Инновационные процессы в образовании», «Современные концепции математического образования», «Единая математика в задачах», « Обобщенные функции», « Наглядное моделирование в обучении математике» и другие. 

Под руководством Е.И.Смирнова в 2001 году впервые в истории России разработан экспериментальный образовательный стандарт ВПО по специальности 032100 «Математика» на основе концепции фундирования опыта личности , который успешно реализован в ЯГПУ в 2001-2006 г.г. Академическая успешность студентов, обучавшихся по экспериментальному Стандарту на треть превысила среднестатистические данные за последние годы, только дипломов с отличием было вручено 33% от выпуска. Под научным руководством профессора Е.И.Смирнова в математическое образование будущих учителей активно внедряются информационные технологии: малые средства информатизации (в том числе, миникомпьютеры ClassPad400), дистанционное обучение, компьютерные среды MathCad, Maple, MathLab, QtCreator и другие. Е.И. Смирнов – автор 25 монографий по функциональному анализу, теории и методике обучения математике (с 1991 года по 2021 г.) общим объемом более 200 п.л. 

Под его руководством защищено 19 кандидатских и 3 докторских диссертации по трем специальностям: 01.01.01 – вещественный. Комплексный и функциональный анализ, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания ( математика, информатика) и 13.00.08 – теории и методики обучения математике (профессионального образования), - по которым также осуществляется ежегодное руководство не менее чем 2 аспирантами и соискателями. Среди защищенных учеников профессора Е.И.Смирнова гражданин Вьетнама Ням Н.Т. ( 2014). 

Е.И. Смирнов с 2003 года по 2015 год – заместитель председателя Диссертационного совета по специальности 13.00.02, являлся членом Диссертационных советов по 13.00.01, 13.00.08 и 01.01.01., с 1997 года по настоящее время – ответственный исполнитель и научный руководитель Тематических планов Министерства образования России по актуальным проблемам высшего педагогического образования: «Определение содержания и технологии профессиональной подготовки учителя математики (физики) средней школы в педагогическом вузе» (научный руководитель – академик В.Д.Шадриков), «Исследование механизмов интеграции математических знаний в профессиональной подготовке учителя» ( научный руководитель), «Формирование профессиональных компетентностей будущего учителя на основе фундирования опыта личности в условиях регионального университетского комплекса» (научный рук. - профессор Е.И.Смирнов), «Теоретические основы и технологии профессиональной подготовки учителя языкового профиля средней школы на основе концепции фундирования» (научный рук. – академик В.Д. Шадриков), разработчик экспериментального Государственного образовательного стандарта по математике высшего педагогического образования ( 2002 год). Им опубликовано более 450 научных и научно-методических работ ( в том числе. более 35 в научно - метрических базах Web of Science и Scopus), индекс Хирша 18, перцентиль 1-2. 

Е.И.Смирнов неоднократно выигрывал Гранты МО России по разработке инновационных исследований в области образовательных Стандартов педагогического образования и теории обучения (2002 – 2007 гг.), в том числе в свете Болонского процесса. В 2002 году Е.И.Смирнов опубликовал в издательстве Шпрингер монографию по функциональному анализу на английском языке “ Hausdorff Spectra in Functional Analysis”, 210 страниц. Е.И.Смирнов ведет активное руководство научно-исследовательской работой студентов: ежегодно готовятся 3-4 доклада на День Науки, организован научный кружок по математике, студенты получают Дипломы и Грамоты вузовского и регионального уровня. 

В 2016 по 2018 год профессор Е.И.Смирнов выиграл и успешно реализовал трехгодичный Грант Российского научного фонда Грант РНФ №16-18-10304 на тему « Синергия математического образования в школе и вузе на основе современных достижений в науке» и руководит коллективом ученых из 4 регионов России. Также реализованы: Проект РГНФ № 14-26-20004 и 13RF-015 Государственного комитета по науке Министерства науки и образования РА, Русско-армянское научное сотрудничество; 2014-2015 гг. " Развитие мотивации к изучению математики в современном мире" (исполнитель); Определение содержания и технологии профессиональной подготовки педагога на основе развертывания фундирующих модусов развития // МО РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», № 012010011974, 2014-2016 гг. (руководитель); Грант РФФИ № 19-29-14009 « Организация гибридной интеллектуальной обучающей среды в условиях цифровизации общего образования (на примере математики)», 2020-2022 гг. (исполнитель); Грант Министерства просвещения РФ «Создание Научно-методического центра сопровождения педагога» (2020-2024 гг) (исполнитель); МО РФ Госзадание «Механизм научно-методического сопровождения педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности школьников: трансфер образовательных технологий» (2021-2023 гг.). 

Е.И.Смирнов является координатором и активным участником ряда международных программ « Информационные технологии в преподавании » ( Англия, Португалия – 1993-1994 гг.), « Мотивации в естественнонаучном образовании » ( Австрия, Голландия – 1997-2007 гг.), « Европейская математическая сеть» ( Дания), : «Математические достижения школьников » ( Англия - 1997-2010 гг.), «Сравнительный анализ математической и профессиональной подготовки учителя математики» (Англия – 2011-2021 гг.), в 1994 и 2006 годах работал в качестве приглашенного профессора в университете Джона Хопкинса (Балтимор, США) и Университете г. Люлеа ( Швеция), в период с 1992 по 2013 годы выступал с докладами на международных конференциях в США, Канаде, Израиле, Бельгии, Англии, Швейцарии, Польше, Словакии, Греции, Франции, Испании, Италии, Германии, Украине и других странах. Е.И.Смирнов ведет содержательную воспитательную и научно-исследовательскую работу со студентами, являлся на протяжении многих лет наставником студенческих групп. Воспитание осуществляется, в основном, средствами учебного предмета и личным примером, на основе тщательной подготовки к проектированию и реализации учебного процесса, знания психологии личности и механизмов управления образовательным процессом. 

Общественная деятельность Е.И.Смирнова многогранна: 
  • является членом нескольких диссертационных советов по математике и педагогике, 
  • являлся зам.главного редактора (серия естественных наук) 
  • является членом редколлегии (серия психолого-педагогическая) научно-методического журнала «Ярославский педагогический вестник», международных журналов по дидактике математики и математическому образованию в Сингапуре, США, Украине, 
  • ежегодно принимает участие в качестве эксперта в Международной конференции школьников «Открытие», является членом Жюри Зональных олимпиад по математике, читает лекции учителям области по современным проблемам математического образования и дидактике математики, является рецензентом творческих работ учителей математики и др. 
  • в 2014-15 гг. профессор Е.И.Смирнов разработал Концепцию математического образования и мероприятия по ее реализации в Ярославле, 
  • в 2020-2021 гг. являлся научным руководителем Центра трансфера образовательных технологий ЯГПУ по проблемам формирования функциональной грамотности. 
Е.И.Смирнов – лауреат премии Ярославского комсомола 1982 года, награжден Почетной грамотой Министерства образования РФ (1998), является лауреатом Диплома Губернатора за лучшую научную работу 2002 года, и Почетной грамотой Губернатора Ярославской области (дважды) - 1998 и 2002 годы, является Почетным работников высшего профессионального образования , Победитель общегородского смотра-конкурса «Человек труда – сила, надежда и доблесть Ярославля» (2010) , награжден Дипломом Abu Dhabi Education Council on Global Launch of the International Comparative Study in Mathematics Teacher Training (Abu Dhabi, 2011), четырежды Лауреат DIPLOMA “ SOPHIST” in the framework of the National Research Analytics Championship (Open European-Asian, Russia ), held in London (UK) – 2012 . Кафедра математического анализа признана победителем в номинации «Золотая кафедра России» Всероссийского конкурса в рамках Академии Естественных наук. Е.И.Смирнов академик РАЕН с 2001 года , академик Международной академии “ European Academy of Natural History”. Решением Департамента по наградам «Европейского научно-промышленного консорциума» награжден медалью Джона Локка (2013). В 2017 году профессор Е.И.Смирнов являлся Победителем Международных конкурсов: Победитель VI МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ, УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗДАННОЙ В 2016/2017 ГГ. «ЗОЛОТОЙ КОРИФЕЙ» (23 июля-23 ноября 2017 года) – I место в номинации: Соавторы - Богун В.В., Уваров А.Д. (ЯГПУ); «Инновационный дизайн видеоклипа ресурсного занятия по фрактальной геометрии: видеоролик практического занятия». I место в III Международном профессиональном конкурсе преподавателей вузов – «University Teacher – 2017» в номинации «Педагогические науки – Компетенции в реализации учебного процесса» (ЯГПУ); «Синергия математического образования: Современные концепции и технологии: учебная программа» - III место в III Международном профессиональном конкурсе преподавателей вузов – « University Teacher – 2017» в номинации «Педагогические науки» - Проектно-методические компетенции». Е.И.Смирнов награжден медалью Ушинского за заслуги в области педагогического образования в 2018 году.

Научные интересы

Широкую известность получили работы профессора Е.И. Смирнова в области теории и методики обучения математике, повышения квалификации педагогов, в частности концепции наглядного моделирования в обучении математике, фундирования опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога, синергии математического образования в школе и вузе на основе адаптации современных достижений науки, технологии формирования функциональной грамотности школьников на основе освоения сложного знания,  исследовании фрактальных характеристик цилиндра Шварца методами математического и компьютерного моделирования, исследования гибридных интеллектуальных систем поддержки проектно-исследовательской деятельности школьников. Е.И.Смирнов исследует проблемы функционального анализа на мировом уровне: им опубликована монография в издательстве Шпрингер «Hausdorff spectra in functional analysis”, 2002, на английском языке; гомологическими методами доказано обращение в нуль первой производной функтора хаусдорфова предела локально-выпуклых пространств; определена и исследована универсально-слабая сходимость в топологической группе, ассоциированной с сигма-алгеброй; выявлены интегративные конструкты в математическом образовании педагога; доказана теорема Харди-Литтльвуда о максимальном операторе для счетно-полуаддитивных функционалов; показано использование гомологических методов и кортежей итерированных спектров в функциональном анализе; выявлены геометрические свойства конусов функций в банаховых пространствах. 

Основные научные результаты за последние 5 лет 

Выявлена сущность фундирования опыта личности будущего педагога; разработана технология наглядного моделирования математических знаний, процедур и методов; разработана методика ресурсных уроков в развитии познавательной и творческой самостоятельности; разработана дидактическая модель преемственности профессиональной подготовки будущего инженера на основе концепции фундирования; разработан банк спиралей и кластеров фундирования опыта личности; разработаны комплексы профессионально-ориентированных, мотивационно-прикладных и многоэтапных математико-информационных задач; выявлены педагогические условия, критерии и этапы развития творческой активности будущего инженера; выявлены современные проблемы и вызовы в профессиональной подготовке и деятельности педагога; гомологическими методами доказано обращение в нуль первой производной функтора хаусдорфова предела локально-выпуклых пространств; определена и исследована универсально-слабая сходимость в топологической группе, ассоциированной с сигма-алгеброй; выявлены интегративные конструкты в математическом образовании педагога; доказана теорема Харди-Литтльвуда о максимальном операторе для счетно-полуаддитивных функционалов; показано использование гомологических методов и кортежей итерированных спектров в функциональном анализе; выявлены геометрические свойства конусов функций в банаховых пространствах; Уточнены сущность, характеристики и структура системогенеза, содержательной и количественной динамики, характеризации  периодов, фаз и тенденций современного состояния синергии математического образования в школе и вузе в контексте диалога культур на фоне анализа и исследования мирового и отечественного педагогического опыта. Выявлено, что синергия образования и происходящие интеграционные процессы сопровождаются описанием и объяснением сути разных сторон педагогических явлений в рамках единства общей теории синергетики, сложности, информации и теории систем, что  достижимо при единстве терминов, раскрывающих содержание этого научного феномена и интеграционные процессы, усиливающиеся при  смене парадигмы образования в ходе его интеграции в мировую систему. Показано, что фрактальность является таким же фундаментальным структурным свойством материи, как дискретность и непрерывность. Фрактальность можно рассматривать в качестве третьего элемента, необходимого для решения проблемы противоречия между дискретностью и непрерывностью в математике, как меру их компромисса. Выделены четыре этапа интеграционных процессов при обучении математике в школе и вузе, критерии и иерархичность обощенного содержания интегративных курсов, включающего междисциплинарный материал из разных областей знания, в том числе историогенез математических, естественнонаучных и профессиональных дисциплин, оценочная часть структуры интегративных курсов содержит итоговые междисциплинарные проекты, описание порядка их выполнения, критерии и рекомендации по коррекции полученного результата. Характеризованы технологические достижения  реализации на практике интеграции математики и естественных наук: интегрированные компьютерные программы по математике, естественным и социальным наукам, такие как ArcView — семейство геоинформационных программных продуктов;  Уточнены сущность и  методологии, характеристики и структура системогенеза и перспектив адаптации современных достижений в науке к обучению математике, мотивов и динамики, уровней и этапов, содержания и форм развертывания фундирующих комплексов   интеграции и единства математического,  информационного, естественнонаучного и гуманитарного образования школьника, студента и педагога в контексте диалога культур на основе анализа отечественного и мирового образовательного опыта.  В исследовании разработаны и обоснованы специальные принципы интеграции гуманитарного, информационного, математического и естественнонаучного образования, соединяя базовые принципы обучения на основе принципа дополнительности. Именно разработаны и характеризованы триады принципов: принцип фундаментальности – профессиональной направленности – фундирования; принцип дивергентности – системности – конвергентности; принцип энтропийности – целостности – эмерджентности; принцип управления – самообучения – саморазвития; принцип теории – практики – моделирования; принцип дискретности – непрерывности – фрактальности; принцип открытости – замкнутости – трансдисциплинарности; принцип целесообразности – причинности – полимотивации; принцип преемственности – концентризма – системогенетичности. Исследованы механизмы инерционности в освоении сложных знаний , которые являются одними из закономерностей профессионального становления личности. В исследовании выявлены и характеризованы особенности учебно - профессиональной адаптации студентов университета и профессиональной адаптации начинающих педагогов, показана инерционность профессионального становления. Уточнены механизмы профессиональной и учебно-профессиональной адаптации, которые реализуются как процессы взаимодействия профессиональной саморегуляции, профессионального научения, диагностической деятельности и профессионального развития. Показано, что готовность к инновационной деятельности на основе проявления синергии математического образования и диалога культур в ходе освоения современных достижений в науке – это интегративное единство личностных качеств и опыта  педагога , направленное на успешное и творческое решение педагогических задач с опорой на нововведения в проектировании и самоорганизации учебной, обучающей и диагностической деятельности в ходе совместного с обучающимися и согласованного освоения сложного знания и комплексных способов познавательной деятельности и творческой самостоятельности, ведущих к пороговому эффекту самоорганизации и диалогу культур. Выявлены и характеризованы компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивно-технологический, методологический, индивидуально-творческий, рефлексивно-деятельностный  и оценочный), а также этапы и параметры, основные факторы успешности в решении педагогических задач готовности ( подготовительный, содержательно-технологический, оценочно-коррекционный и обобщающе-преобразующий) к развитию инновационной деятельности в условиях проявления синергии математического образования. Выявлены компоненты и особенности исследования сложного математического объекта как педагогической задачи (требования профессии, содержание образования, субъект обучения, педагог или кейсовые технологии, существо инноваций в направлении: когнитивное поле фундирования, аффективное поле фундирования и самоактуализации, интерактивное технологическое поле, социализация в диалоге культур). Выявлены и характеризованы компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивно-технологический, методологический, индивидуально-творческий, рефлексивно-деятельностный  и оценочный), а также этапы и параметры, основные факторы успешности в решении педагогических задач готовности ( подготовительный, содержательно-технологический, оценочно-коррекционный и обобщающе-преобразующий) к развитию инновационной деятельности в условиях проявления синергии математического образования. Выявлены компоненты и особенности исследования сложного математического объекта как педагогической задачи (требования профессии, содержание образования, субъект обучения, педагог или кейсовые технологии, существо инноваций в направлении: когнитивное поле фундирования, аффективное поле фундирования и самоактуализации, интерактивное технологическое поле, социализация в диалоге культур). На основе математического и компьютерного моделирования получены новые фрактальные характеристики цилиндра Шварца, выявлены закономерности роста многогранных поверхностей с выявлением синергетических эффектов и сценария Ферхюльста, выявлены инварианты трехмерных тел с фрактальными характеристиками. Выявлены и характеризованы содержание, компьютерный дизайн и технология исследования обобщенных конструктов выявления сущности «проблемных зон» вузовской математики , точки бифуркации, бассейны притяжения, вычислительные процедуры и флуктуации параметров состояния, компьютерный дизайн и побочные результаты исследования «проблемных зон», в том числе , боковой поверхности регулярного и нерегулярного цилиндра Шварца.  Выстроены иерархии форм и средств исследовательской деятельности школьников: ресурсные и лабораторно-расчетные занятия , комплексы многоэтапных математико-информационных заданий, проектные методы и сетевое взаимодействие.

Разработаны теоретико-методологические основы организации гибридной интеллектуальной системы поддержки проектно-исследовательской деятельности обучающихся с эффектом развития креативности и научного стиля мышления ( на примере математики). Разработаны инновационная концепция организации оценочной деятельности с поддержкой гибридных нейронных сетей и нелинейной структурой проектирования и инженерии базы данных и знаний, гибридная интеллектуальная система распознавания качества освоения  учебных элементов содержания математики.