3 ноября состоялось восьмое заседание Республиканского научно-практического семинара «Наука-Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления». Семинар традиционно организуется двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН) в рамках научно-образовательного проекта для учителей математики «Владикавказский педагогический математический марафон - 2023», проводимого совместно с Северо-Осетинским региональным отделением Всероссийской ассоциацией учителей математики и Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования. Руководитель семинара – к.пед.н. В.С. Абатурова (ЮМИ ВНЦ РАН, СКЦМИ ВНЦ РАН). Секретарь семинара – к.пед.н. Т.Б. Бегиева (СОРО МРАУМ). 

Участниками семинара стали учителя математики, научно-педагогические работники из г. Брянска, г. Беслана, г. Владикавказа, г. Горного-Алтайска, г. Моздока, г. Новосибирска, г. Самары, г. Томска, ст.Архонской РСО-А, с.Октябрьское РСО-А. 

На семинаре был представлен опыт участия учителей математики РСО-А на 42-ом Международном научном семинаре преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Математика и математическое образование: проблемы, технологии, перспективы» (далее - Семинар) создателем и научным руководителем которого является профессор Московского городского педагогического университета, Заслуженный деятель науки РФ, д.пед.н., профессор Александр Григорьевич Мордкович. Семинар состоялся в период с 12 по 14 октября 2023 года в Смоленском государственном университете. На секции «Методика обучения математике и информатике в школе» Семинара впервые выступили учителя математики РСО-А: Акоева А.К. (Владикавказ - очно), Гусалова Ф.К. (Беслан - онлайн), Охват Л.П. (Владикавказ - онлайн), Тедеева Е.П. (с. Октябрьское, РСО-А - онлайн), Хубаева Н.Х. (Владикавказ - онлайн). Данные доклады подготовлены по результатам проводимой авторами исследовательской методической деятельности, организованной в РСО-А под руководством к.пед.н. Абатуровой В.С. при содействии д.пед.н., профессора Маловой И.Е. (БГУ, Брянск). С тезисами докладов участников семинара можно ознакомиться в сборнике тезисов «Математика и математическое образование: проблемы, технологии, перспективы: материалы 42-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов». – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2023. – 430 с. 

На восьмом заседании семинара «Наука - Школе» авторы докладов поделились опытом реализации собственной методической исследовательской деятельности: от входа в неё при наличии мотивации до получения некоторых результатов по решению поставленной методической проблемы и публикации научных и учебно-методических статей в профильном научно-методическом журнале всероссийского уровня «Математика», а также в трудах научных методико-математических конференций всероссийского и международного уровней. 

Работу семинара с докладом «О развитии исследовательской методической компетенции учителя математики» открыла Абатурова Вера Сергеевна. В докладе представлены некоторые результаты исследования проблемы развития у учителей математики исследовательской методической компетенции, в том числе выявлены внутренние и внешние мотивы, а также организационно-педагогические условия осуществления учителями математики исследовательской методической деятельности. В качестве основного организационно-педагогического условия выступает специально созданная и реализуемая математическая среда «школьник – студент – учитель– исследователь-методист – исследователь-математик». По итогам исследования учителями математики РСО-А – участниками исследования – за последние три года опубликовано 7 статей во Всероссийском методическом журнале для учителей математики «Математика» и в других профильных журналах и сборниках статей. 

В докладе «Подготовка к ОГЭ по математике обучающихся 7–8 классов: от системы зачетов к устному экзамену по геометрии» учителя математики и информатики, Республиканского Лицея искусств Акоевой Аиды Казбековны (г. Владикавказ) был представлен опыт внедрения системы тематических зачетов и устного экзамена по предмету «Геометрия» в 7-8 классах – инструмента эффективной подготовки обучающихся к сдаче основного государственного экзамена по математике. В процессе применения данного подхода автором был получен ряд преимущественно положительных учебных результатов у учащихся. В докладе учителя математики высшей категории, МБОУ СОШ № 6, г. Беслана Гусаловой Фатимы Казбековны на тему «Реализация базовой методики формирования умений на примере темы «Решение систем линейных уравнений методом сложения» был представлен опыт работы автора под руководством д.пед.н. профессора Маловой Ирины Евгеньевны (БГУ, г. Брянск итогом которого стала статья в журнале «Математика» № 3 март 2023г. В данной работе решается задача эффективной организации учебной деятельности учащихся так, чтобы у них сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. 

В докладе учителя математики высшей категории, преподавателя ОД (математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии) СКСВУ (г.Владикавказ) Охват Любовь Петровны на тему «Интерактивный рабочий лист как средство формирования самостоятельной познавательной активности обучающихся» были представлены основные примеры применения интерактивных рабочих листов при организации учебного процесса в школе, а также сервисы для их создания. Так, предлагаемое цифровое средство организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов, может быть представлено в различных форматах: интерактивные карточки, содержащие теорию, тесты, опросы, пазлы, викторины, игры мемори и сопоставления, слайд-шоу и т. п., а значит, оно применимо как на уроке, так и для самостоятельной работы вне урока. 

В докладе «О способах и методах развития мотивации к изучению математики» заслуженного учителя РСО-Алания, учителя математики МБОУ СОШ №1 с. Октябрьское Тедеева Елена Павловна были рассмотрены различные способы мотивации школьников к изучению математики в современной школе. Приводились конкретные примеры использования этих методов на уроках математики. 

В докладе «Пути повышения эффективности преподавания темы «Функция» в школе» учителя математики высшей категории, МБОУ СОШ № 3, г. Владикавказа, к.пед.н. Хубаевой Нанули Харитоновна были представлены педагогические приемы при обучении учащихся понятий функциональной линии в школьном курсе математики, а также цифровые инструменты, позволяющие использовать наглядность для закрепления и усвоения данных понятий. 

После каждого доклада профессор Брянского государственного университета, д.пед.н. Малова Ирина Евгеньевна формулировала содержательные комментарии, в числе которых: 1) следовать базовой методике освоения понятий; 2) при хорошем структурировании докладов уточнять названия с учетом методической составляющей исследований; 3) учитывать наработки других исследователей по выбранной теме; 4) использовать возможность участия в «Школе молодого учителя» в качестве методиста-исследователя; 5) обратить внимание на рекомендации по тематике возможных кандидатских диссертаций. 

По итогам выступлений состоялась дискуссия, в которой активное участие прияли слушатели семинара. 

Видеозапись семинара доступна по ссылке

Презентации докладов доступны по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость