6 октября 2023 г. в рамках XI Владикавказской региональной площадки Всероссийского фестиваля науки  состоялось очередное заседание Республиканского научно-практического семинара «Наука - Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления». Заседание прошло в  онлайн-формате на платформе «Вебинар».

Семинар традиционно организуется двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН) в рамках научно-образовательного проекта для учителей математики «Владикавказский педагогический математический марафон - 2023». Соруководители семинара – к.пед.н. В.С. Абатурова (ЮМИ ВНЦ РАН, СКЦМИ ВНЦ РАН), к.пед.н. Л.С. Исакова (СОРИПКРО). 

Участниками заседания семинара стали учителя математики и научно-педагогические работники вузов из г. Беслан, г. Владикавказ, г. Моздок, г. Москва, г. Красноярск, г. Новосибирск, г. Томск.

С докладом «Научный стиль мышления школьников: фантазия или реальность?» на семинаре выступила заместитель директора Владикавказского научного центра РАН по научно-организационной и образовательной деятельности, старший научный сотрудник Южного математического института ВНЦ РАН, заведующий отделом развития математического образования Северо-Кавказского центра математических исследований ВНЦ РАН, лауреат премии Правительства РСО-А в области молодежной политики «За поддержку талантливой и инициативной молодежи». к.пед.н. Абатурова Вера Сергеевна.

В докладе были представлены некоторые результаты исследования автором методической проблемы формирования научного стиля мышления школьников в ходе обучения их решению мотивационно-прикладных задач (включая текстовые задачи) методом учебного математического моделирования. Показано, что научный стиль мышления школьника проявляется в умении применять научный метод при решении задач и характеризуется системностью, строгостью и логикой мышления, умением анализировать информацию, сравнивать данные, формулировать гипотезы, проводить эксперименты, искать закономерности и причинно-следственные связи. Под учебным математическим моделированием в исследовании автор понимает процесс обучения учащихся построению, исследованию и интерпретации математических моделей, возникающих при решении мотивационно-прикладных учебных задач. Мотивационно-прикладные задачи определены автором как контекстные (сюжетные) текстовые задачи, а также задачи практико-ориентированного и междисциплинарного характера, описывающие реальные или условно реальные (приближенные к реальным) жизненные ситуации и процессы в природе, обществе и производстве, решаемые математическими средствами.

В ходе доклада было показано, что исследовательские действия математика при решении научной задачи научным методом, матмодельера при решении прикладных задач методом математического моделирования и школьника при решении мотивационно-прикладных (включая текстовые) задач методом учебного математического моделирования выполняются по единому алгоритму, состоящему из шести этапов: I этап – постановка задачи; II этап – наблюдение, эксперименты и их анализ, поиск закономерностей; III этап – выдвижение гипотезы; IV этап – построение теории; V этап – проверка гипотезы, вывод; VI – принятие гипотезы, в случае её подтверждения (задача решена) или непринятие гипотезы и возвращение ко второму этапу алгоритма (продолжение решения задачи). Содержание этапов при решении школьником-исследователем мотивационно-прикладных (текстовых) выглядит так: I этап – смысловое чтение текста текстовой задачи, II этап – анализ условия задачи, выделение ключевых фраз, построение предмодели текстовой задачи, III этап – формализация, детализация предмодели, введение обозначений, построение математической модели; IV этап – внутримодельное решение, решение математических соотношений – уравнений, неравенств, систем; V этап – интерпретация результата решения математической модели; VI этап – проверка ответа на корректность.

В качестве примера применения данного алгоритма исследовательских действий была предложена базовая текстовая задача из учебника алгебры 8 класса, которая была решена с использованием данного алгоритма.

По итогам доклада состоялась дискуссия, в ходе которой участниками семинара были заданы вопросы докладчику и актуализированы проблемы применения данного алгоритма к обучению учащихся массовой школы решению текстовых задач.


Видеозапись семинара доступна по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость