В период с 29 сентября по 1 октября 2023 года в Елецком государственном университете имени И.В. Бунина прошла IX Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования». 

Соорганизаторы конференции: Российская академия образования; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна; Белорусский государственный университет; Казахский национальный педагогический университет им. Абая. 

Южный математический институт ВНЦ РАН на конференции был представлен старшим научным сотрудником отдела функционального анализа, к.пед.н. Абатуровой Верой Сергеевной

В докладе «Математическое моделирование в обучении школьников решению мотивационно-прикладных задач» (содокладчик – научный сотрудник Южного математического института ВНЦ РАН, доцент НГУ к. ф.-м.н., доцент Дятлов Владимир Николаевич) В.С. Абатурова представила некоторые результаты изучения проблемы развития исследовательской деятельности школьников, проявляющейся, в том числе, в умении осуществлять исследовательские действия и действия по работе с информацией. В состав указанных действий входят: выявление и характеризация существенных признаков объектов (явлений); установление существенных признаков классификации, основания для обобщения и сравнения, критериев проводимого анализа; выявление, с учётом предложенной задачи, закономерностей и противоречий в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях и др. Указанные УУПД отражены во ФГОС СОО и ООО как обязательные требования к результатам освоения учащимися образовательных программ по математике. 

В частности, представлен разработанный авторами алгоритм учебного математического моделирования (УчММ) при решении традиционных для школы текстовых задач – простейших мотивационно-прикладных задач, которые присутствуют в каждой теме школьного курса алгебры. Приведён сравнительный анализ алгоритма УчММ и алгоритмов профессиональной деятельности исследователя-математика при решении задач фундаментальной математики, научным методом, и исследователя-«матмодельера» при решении прикладных задач методом математического моделирования. Исследование показало, что в исследовательской деятельности профессиональных математиков и «матмодельеров» и в учебно-исследовательской деятельности школьника имеется сходство. Был приведён пример применения алгоритма учебного математического моделирования при решении одной текстовой задачи из банка задач ЕГЭ с применением всех его шести этапов, позволяющий детализировать работу по формированию и развитию учебных исследовательских действий школьников. В отличие от традиционного 3-х этапного способа решения школьниками текстовых задач (анализ условия задачи, составление и решение уравнения (неравенства, системы), проверка ответа) в предложенном авторами алгоритме присутствуют следующие этапы: I этап– смысловое чтение условия задачи; II этап – анализ условия, выделение ключевых фраз, построение предмодели; III этап – формализация, детализация предмодели, введение обозначений, построение математической модели; IV этап – внутримодельное решение; V этап – интерпретация результата решения математической модели; VI этап – проверка полученного ответа на корректность. 

Дальнейшее исследование авторов направлено на продолжение изучения проблемы развития исследовательских умений школьников средствами учебного математического моделирования, в том числе на организацию экспериментальной работы в РСО-А по применению алгоритма учебного математического моделирования при обучении школьников математике на уроках математики и во внеурочной деятельности. 

В конференции приняли участие научные работники, преподаватели, студенты, магистранты и аспиранты российских и зарубежных научных организаций и высших учебных заведений – МГУ (Москва), МПГУ (Москва), МГПУ (Млсква), РУДН (Москва), РГПУ (Санкт-Петербург), КГУ (Кострома), БГУ (Минск, Беларусь), КНПУ (Алматы, Казахстан), АГПУ (Ереван, Армения), САФУ (Архангельск), ЯГПУ (Ярославль), БГУ (Брянск), ОГУ (Орел), СГТУ (Саратов), ВГУ (Воронеж), ТГТУ (Тамбов), ВГУ (Вологда), СГСПУ (Самара), ОмГУ (Омск), ВятГУ (Киров), АГТУ (Астрахань), ЛП РАНХиГС (Липецк), НГУ (Нижний Новгород), ОГПУ (Оренбург).

Подробная информация о мероприятии - на сайте конференции.




Следующая новость Предыдущая новость