В пятницу, 24 марта 2023 г., состоялась пятая сессия Лектория «Моделирование методической деятельности учителя математики при обучении учащихся решению сложных задач». Лекторий организуется совместно двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН) в рамках научно-образовательного проекта «Владикавказский педагогический математический марафон - 2023». Соруководители ВПММ – к.пед.н. В.С. Абатурова (ЮМИ ВНЦ РАН, СКЦМИ ВНЦ РАН), к.пед.н. Л.С. Исакова (СОРИПКРО). Работа Лектория проходит в онлайн - формате на платформе «Вебинар». 

Участниками пятой сессии Лектория стали учителя математики и научно-педагогические работники из г. Беслана, г. Владикавказа, г. Дигоры, г. Ельца, г. Моздока, с. Чермен. 

На Лектории была представлена очередная лекция доцента кафедры математического анализа Национального исследовательского университета «Новосибирский государственный университет», автора методических разработок для учителей и учащихся, почетного работника Высшего профессионального образования РФ, заслуженного работника образования РСО-Алания к.ф.-м.н. Дятлова Владимира Николаевича на тему «Базовые подходы к решению текстовых задач в ОГЭ и ЕГЭ: просто или сложно?». 

На лекции Владимир Николаевич рассмотрел две оптимизационные задачи из сборников для подготовки к профильному уровню ЕГЭ по математике под редакцией Ф. Ф. Лысенко 2023 и 2017 годов. После анализа текста первой задачи, выделения и обработки ключевой фразы лектором была построена её предмодель, а затем и модель: целевая функция одной переменной √х, которую надо исследовать на максимум при выполнении некоторого условия. Сделав замену переменной, Владимир Николаевич преобразовал целевую функцию и нашёл её максимум, как координату вершины параболы, описываемой полученной зависимостью. Моделью второй задачи стала функция двух переменных, которую надо максимизировать при неявно заданной зависимости между переменными. Для перехода от функции двух переменных к функции одной переменной лектор предложил три способа: параметризацию через третью переменную, применение линии уровня, параметризацию графика, т. е. выражение одной переменной через другую. Во всех случаях задача была доведена до ответа. Особенностью решения Владимира Николаевича текстовых задач является естественность и целесообразность каждого шага. 

Для возможности дополнительной проработки лектор выполнил отдельно видеозаписи изложенного материала и расположил их на YouTube. 

Они доступны по следующим ссылкам: 


Видеозапись V сессии Лектория доступна по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость