В период 23-24 ноября 2023 года в Московском государственном университете состоялся Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики. В работе Съезда с экспресс-докладом на тему «О развитии исследовательской методической деятельности учителя математики» на секции 2 «Содержание и методы обучения математике в школе и в вузе, подготовка учителей» выступила заместитель директора ВНЦ РАН по научно-организационной и образовательной деятельности, старший научный сотрудник отдела функционального анализа ЮМИ ВНЦ РАН, к.пед.н. Абатурова Вера Сергеевна.

Организатором Всероссийского съезда учителей математики на протяжении многих лет выступает Академия Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В нынешнем году соорганизатором съезда стала Академия Минпросвещения РФ, на площадке которой также прошли мероприятия Съезда. Съезд был приурочен к 270-летию со дня основания МГУ. Участниками мероприятий стали около 4-х тысяч представителей 80 регионов России, а также 11 зарубежных стран. Учителя и преподаватели математики обсудили приоритеты развития математического образования в контексте обеспечения технологического суверенитета страны,  актуальные вопросы системы математического образования -  содержание и методы обучения математике в школе и в вузе, влияние государственной итоговой аттестации на развитие математического образования и многое другое.

В своем докладе Вера Сергеевна рассказала о проводимой работе с учителями математики по развитию исследовательской методической компетенции, которая необходима учителям для организации исследовательской деятельности школьников – проведении эксперимента, обнаружении закономерностей, доказательства в частных и общем случаях; проведения совместно с обучающимися анализа учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты. 

Основным способом осуществления исследовательской методической деятельности учителя математики в исследовании выступает алгоритм научного метода решения исследовательской проблемы, состоящий из шести этапов: 

I этап – постановка задачи; 

II этап – наблюдение, эксперименты и их анализ, поиск закономерностей; 

III этап – выдвижение гипотезы; 

IV этап – построение теории; 

V этап – проверка гипотезы, вывод; 

VI – принятие гипотезы, в случае её подтверждения (задача решена) или непринятие гипотезы и возвращение ко второму этапу алгоритма (продолжение решения задачи). 

Были представлены выявленные в ходе исследования внешние и внутренние мотивы, организационно-педагогические условия осуществления исследовательской методической деятельности учителя. Основным организационно-педагогическим условием является специально созданная интегрированная научно-образовательная математическая среда «школьник – студент – учитель – методист-исследователь – математик-исследователь», в рамках которой осуществляется система взаимосвязанных научно-практических и образовательных мероприятий, объединенных единым методологическим принципом «Исследуем – Разрабатываем – Внедряем» - это конференции, сезонные математические и методические школы для учителей, научно-практические и учебно-методические семинары и др. 

Вера Сергеевна Абатурова представила результаты последних трех лет экспериментальной работы в РСО-А с группой учителей математики – публикация 7 статей во Всероссийском методическом журнале для учителей математики «Математика» и в иных профильных российских журналах и сборниках статей, а также достижение поставленной для учителей практической цели – получение высшей квалификационной категории при прохождении очередной аттестации. 

С видеозаписью выступления можно ознакомиться здесь(с. 4ч 56мин).





Следующая новость Предыдущая новость